Авторский курс Ирины Никулиной взрывной дизайн, дизайн рекламы
Авторский курс Ирины Никулиной взрывной дизайн, дизайн рекламы
 Авторские курсы дизайна и графики
+7(918) 006 66 27
+7(961) 503 93 52
 
Статья "Цвет и форма в дизайне"
 
   
цвет и форма в дизайне
 

Цвет и форма в дизайне

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Цвет и форма - гармония соотношений
2. Ассоциативное значение линий
3. Ассоциативное значение фигур
4. Цвет в дизайне
5. Ассоциативные значения цветов
6. Цветовые модели
7. Мини-тест: подходит ли вам работа дизайнером

Это статья написана в помощь дизайнерам и верстальщикам, тем, кто хочет подробно разобраться с гармоничным соотношением цветов и форм в дизайне и использовать их в полиграфических макетах. От того, насколько дизайнер гармонично использовал цвет или геометрические фигуры, зачастую зависит весь успех визуального восприятия печатной продукции, а значит и эффективность рекламы в целом.
   

Цвет и форма - гармония соотношений

цвет и форма в дизайне
 

Еще в древности художники заметили, что определенные формы и цвет психологически воздействуют на человека и умелое использование их гармоничного сочетания может вызвать определенные эмоции. Это как раз то, что необходимо дизайнеру, особенно, когда речь идет о рекламном продукте.

Цвет и форма должны находиться в гармонии друг с другом и применяться для выражения определенных эмоций синхронно. На протяжении веков люди взаимодействовали с природными и искусственными формами и наделили некоторые фигуры символическим значением. Чтобы создать идеальный макет, современному художнику следует учитывать ассоциации, которые появляются в сознании человека при просмотре определенных фигур.

Далее речь пойдет о том, как создать из них композицию – ритм, пропорции, симметрию, контраст. Начнем с простых фигур – линий.

     
   

Ассоциативное значение линий

ассоциации линий и фигур  

Горизонтальная линия ассоциируется с надёжностью, постоянством, показывают протяженность пространства и его ширину (линия горизонта). Плохо, если композиционно такая линия делит лист ровно пополам, лучше расположить ее на две трети высоты вверху, одна треть внизу или наоборот.

Вертикальная линия  чаще всего воспринимается смотрящим человеком как устремление, движение вверх, ввысь, рост, легкость и бесконечность. Однако, если таких линий много и они под разными углами, чаще возникает ощущение хаоса.
Диагональ вызывает ощущение динамики, изменчивости, подвижности, падения или восхождения. Диагональные линии развивают пространство макета в глубину.

Зигзаг ассоциируется с изменением, порывистостью, концентрацией энергии, быстрым выбросом сил.

Плавно изогнутая линия воспринимается как изящность, игривость, непринужденность, движение.

   
   

Ассоциативное значение фигур

ассоциативное значение фигур  илиний в дизайне рекламы и полиграфии  

Квадрат ассоциируется с устойчивостью, основательностью, заполненный темными тонами – с тяжестью, неподвижностью. Он четкий, прямой и статичный.  То же самое можно сказать о других формах, в основании которых лежат горизонтальные и вертикальные линии – прямоугольник, крест и т.д.

Круг символизирует движение, гармоничность,  замкнутость. В круге не чувствуется напряжения, только постоянное движение. Он вызывает ассоциацию с духовностью (купола храма построены из круглых форм, а вот обычные здания – квадратные). В природе много естественных форм, например, солнце, водоемы, цветы. Такие же характеристики относятся к производным круга – эллипсу, овалу и всевозможным параболам. Круг – ровный, гладкий, не заостряющий на себе внимания, поскольку не имеет острых углов (вспомните – самая популярная форма для портрета – овал).

Треугольник, в основании которого лежат диагонали, часто ассоциируется с агрессией, скоростью (звездолеты, клинья). Он острый и колючий, угрожающий. То же можно сказать о любых фигурах, построенных на диагоналях, – ромбах, трапециях и т.д.

     
   

Цвет в дизайне

цвет в дизайне рекламы  

Цвет и форма воздействуют на человека и вызывают в нем определенные ассоциации. Считается, что большее воздействие оказывает все-таки не форма, а цвет. Как человек видит цвет и откуда он берется? Если заглянуть в учебник физики, то можно узнать много интересного. Например, привычные цвета в природе не существуют вне человека, поскольку цвет – это лишь ощущение, возникающее в мозгу человека, когда его органы зрения воспринимают волну определенной длины. Может показаться странным, что мир вокруг не имеет цвета, тогда как мы привыкли видеть небо синим, а листья дерева – зелеными. Но это так, и цветовое ощущение возникает тогда, когда сигнал, поступивший на сетчатку глаза, проходит в восприятии определенные шаблоны. Шаблоны эти сложились исторически и развивались вместе с развитием человеческой цивилизации. Вот на них (а также на современных ассоциациях) и строится цветовая композиция. Спросите себя, какие ассоциации вызывают следующие слова (или изображения): кровь, лес, небо.

У многих людей кровь и красный цвет ассоциируются с жаром, силой, агрессией, активным действием. Недаром все революции имеют на своих знаменах красные тона. Лес вызывает спокойное ощущение, умиротворение, он – зеленый. А синева неба воспринимается как воздушность, холодность и пустота.

   

Ассоциативные значения цветов

ассоциации с цветами  

Посмотрим, какие общепринятые ассоциации вызывают привычные цвета. Надо заметить, что могут быть некоторые отступления от общих правил в зависимости от территории проживания, уровня культуры и личных предпочтений человека. Но все же, используя сочетание цветов и их контрасты, можно вызвать у смотрящего определенный настрой и эмоции, что очень важно для дизайнера и верстальщика, ведь его задача – придать цвету глубокое смысловое значение.

Белый цвет всегда символизировал чистоту и невинность. Платье у невесты белое, снег – белый, у ангелов белые крылья.  С одной стороны, это прекрасный вариант для фона, ведь он прекрасно конрастирует с красным, синим, зеленым. Но с другой стороны, белый фон часто воспринимается как отсутствие фона, пустота (белые просторы Арктики) и холодность.

Черный чаще всего рассматривается как мрачный, трагичный, полная противоположность белому. Это цвет ночи, смерти, опасности, уныния (черная тоска, черный рыцарь). Однако и у черного цвета есть положительные ассоциации: стильность, торжественность, утонченность (черный фрак, черный лимузин и т.д.). Использовать черный цвет в дизайне можно и нужно. Ведь «выворотный» текст (белый на черном фоне) смотрится куда элегантней, чем привычный. Однако, заполняя весь фон черным, помните, что в нем практически не будет воздуха, кому-то он даже покажется тяжеловесным. Однако ценность другого цвета, использованного на черном, несомненно повысится. Черный хорошо контрастирует с оранжевым. Огонь на черном фоне смотрится ярко и насыщенно, но для рекламы пестрых детских игрушек черный фон не подходит.

Серый  цвет неброский и идеально подходит для фона, на сером фоне все остальные цвета выглядят ярко и нарядно. Однако использовать серый цвет для объектов не всегда хорошо, ведь стандартная ассоциация – серость, дождливый день, асфальт, незаметность (например, серая мышь). Серый считается элегантным, но не кричащим, прекрасно сочетается с красным, синим, оранжевым.

     
цветовой круг  

Красный – сила, любовь, страсть, активность, жара, агрессия. Сложный цвет и часто используемый. Он возбуждающий, яростный, можно даже сказать – самоуверенный (красный флаг, алая кровь, красное солнце). Во многом ассоциации зависят от оттенка. Возьмем, например, светлые тона: оранжевый – цвет солнца, клоунов и безумия, а также опасности, темные оттенки – багровый, темно-красный – война, ненависть. Стандартный красный цвет – очень теплый и плотный, непроизвольно ассоциируется с планетой Марс, от него жарко, и в большом количестве (сплошной красный фон) он может раздражать.  Эмоциональность и напряженность, страстность – вот символы цвета. Прекрасно сочетается с черным, серым и желтым. Контрастирует с синими и зелеными оттенками. Не рекомендуется использовать чисто красный тон для большой поверхности или сплошного цвета, от большого количества красного глаз быстро устает, однако для привлечения внимания к одной детали или надписи – самый лучший и смелый вариант.

Синий – спокойный и гармоничный цвет. Если в нем нет примесей красного и желтого, то цвет пассивен и статичен, хорошо подходит для сплошного фона. Однако первая ассоциация, которая возникает, – холодность. За синим цветом прочно закрепилось символическое значение традиционности, честности и лояльности. Часто синий используют фоном для политических плакатов, для портретов  и фирменных бланков, ведь это деловой цвет. Правда, у цвета много оттенков, наделенных собственными ассоциациями: голубой – чистое небо, воздушность, темно-синий ассоциируется с профессиональной формой, официальностью, серьезностью и т.д. Специалисты не рекомендуют использовать в макете много синего цвета, чтобы он не вызывал ощущения официоза и печали. Часто встре-чающееся сочетание – светло-синий и оранжевый, синий и белый, темные тона синего являются контрастом для красного.

Желтый – прекрасный и яркий цвет, ассоциирующийся с солнцем, золотом, процветанием, весной, быстротой (например, такси). Различают оттенки: темно-желтый – теплый, приятный, лимонный – холодный, кислый, отталкивающий. Есть и негативное значение: желтые розы – символ разлуки, тусклый желтый – безумие, зависть (для сравнения: в Сирии – траур, в Бразилии – отчаяние, в Европе – быстрое обслуживание). В мире природы  желтый часто представляет опасность и ядовитость (желтая оса). Сам по себе желтый цвет кажется концентри-рованным белым, самым светлым из всех цветов, поэтому часто меняется в зависимости от соседних цветов или от добавления в него темных оттенков других цветов. Человеческий взгляд воспринимает желтый быстрее других, но так же быстро от него устает, поэтому использовать его фоном – опасный ход, если только нет задачи шокировать и раздражать (вспомните ассоциации со словами «желтый дом»).

Рисунок слева - Цветовой круг. Основные цвета – красный, желтый, синий, остальные цвета получаются путем смешения основных и называются дополнительными цветами

Зеленый цвет является дополнительным между синим и желтым, он получается путем их смешения  (рис. 50).  Есть три основных цвета – красный, синий, желтый, остальные являются дополнительными. Однако это нисколько не портит зеленый цвет. Основная ассоциация – мир, спокойствие, гармония, стабильность, растительность, плодородие, надежность. Самыми дисциплинированными водителями считаются те, которые выбирают зеленый цвет машины. Зеленый светофор вызывает ассоциацию свободы и правильности. Многие растения имеют зеленые листья, так что цвет ассоциируется с жизнью и весной.

Даже психологи рекомендуют зеленый в интерьере как целебный и успокаивающий. Чем больше в нем желтого, тем теплее кажется цвет, и чем больше синих оттенков, тем мрачнее, скучнее и унылее. Из отрицательных ассоциаций – зависть, ревность, тоска, скука (зеленая тоска, болото). В США это цвет денег, богатства, надежды, в Китае – роскоши. Зеленый и его оттенки великолепно подходят для фона.

     
   

Цветовые модели

модели цвета  

Есть еще множество цветов и оттенков, имеющих устойчивые ассоциации, например, розовый – цвет подростковый, слабый, радостный и сладкий, часто используется для упаковки  кондитерских изделий; пурпурный ассоциируется с мудростью, достоинством, королевской семьей (в Европе); фиолетовый воспринимается как печальный, давящий, мрачный; коричневый вызывает ощущение стабильности, консерватизма. С течением времени некоторые ассоциации меняются и эволюционирует вместе с ростом человеческого сознания. Умение работать с цветом и сочетать оттенки – большое достоинство специалиста. Чем больше опыта у дизайнера, тем меньше он думает над выбором гармоничных цветов, потому что они, как правило, сами возникают в его голове.

Цвет в компьютере воспроизводится при помощи цветовых моделей, которые мы подробно рассмотрим в другой статье. Определив цвета, которые будут использованы в макете, и подобрав фигуры, соответствующие теме или пожеланиям заказчика, можно приступать к расстановке (монтажу) текста и иллюстраций, т. е. к процессу верстки. Поскольку это процесс творческий и не всегда поддающийся строгой логике, многие дизайнеры и верстальщики делают его интуитивно, и их опыт и внутреннее ощущение гармонии позволяют создать безупречный макет. Но для новичка будет лучше к интуиции добавить знания о правилах композиции макета.

 
   

Мини-тест: подходит ли вам работа дизайнером


работа онлайн, удаленная работа, удаленка, как уйти на удаленку, как уйти на фриланс, фриланс, дизайнер фрилансер, как стаь фрилансером, что нужно фрилансеру, с чего начинать фриланс, биржы фриланса, курсы дизайна, курсы дизайна онлайн, путь в онлайн, Работа онлайн, работа он-лайн, работа on-line, работа в интернет, работа через интернет, работа дизайнер, работа дизайнер удаленно, работа на удаленке, работа сидя дома, работа на себя работать дома, заработать в декрете, заработать удаленно, кем работать дома, работа из дома, работа в декретном отпуске, заработать в карантине, заработать в  самоизоляции, заработать на фотошоп, заработать на корел, заработать на логотипе удаленно, графический дизайнер удаленно, работа дизайнером из дома, работа дизайнером на карантине, работа дизайнером на самоизоляции, как удаленно найти работу, как найти работу дизайнеру, работа из дома дизайнер, заработать не выходя из дома, получить профессию удаленно, профессия дизайнер удаленно, дизайнер удаленно, учиться дизайну удаленно, учиться дизайну онлайн, фриланс для дизайнера, фриланс с чего начинать, фрилансер дизайнер, как быстро стать фрилансером, научиться дизайну на фрилансе, научиться фрилансу, сколько учиться фрилансу, стать фрилансером, как стать фрилансером, как стать фрилансером с нуля, как стать фрилансером без опыта
 
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
  1. Любили ли вы в детстве рисовать, вырезать и клеить?
  2. Вам нравится проводить много времени за компьютером?
  3. Вы считаете, у вас есть стиль и вкус или вы разбираетесь в стиле?
  4. У вас работает воображение? Вы часто мечтаете?
  5. Нравится ли вам живопись? Часто вы смотрите на работы художников?
  6. Вы обращали внимание на то, как сделана реклама в вашем городе: баннеры, буклеты, видеоролики?
  7. Кто-то из ваших знакомых или родственников работает в сфере дизайна или рекламы?
  8. Вы бы хотели что-то художественно оформить, например, нарисовать свою открытку?
  9. Вы способны реализовать свои идеи и воплотить намерения в жизнь?
  10. Возникало ли у вас желание переделать что-то вокруг себя по новому? Переставить мебель, изменить цвет платья или просто по своему сделать надпись на афише?
 
Теперь посчитайте ответы за  и против, если вы ответили «да» на 5-10 вопросов, не сомневайтесь, в вас есть художественная жилка!!!

 

ЖДЕМ ВАС НА НАШИХ КУРСАХ ДИЗАЙНА РЕКЛАМЫ!

Начните зарабатывать прямо сейчас! Заказы ждут вас!

Ирина Никулина,

руководитель РА «МойКраснодар», автор учебника по дизайну и верстке, дизайнер полиграфии, разработчик сайтов с 2008 года, эксперт по Фотошоп, преподаватель Кубанского университета.

Читать все статьи >>

 

© 2020 ВебАкадемия.рф

Авторские курсы по дизайну и графике (ИП Никулина И.А.)

Все права защищены.
Копирование материалов с сайта запрещено.

Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru

Удалёнка Биржи фриланса Как дизайнеру продвигать свои услуги Логотип Правила создания логотипа Модели цвета База работ Цветоделение Профессия дизайнер-верстальщик Авторские права дизайнеров Цвет и форма в дизайне Композиция в рекламе Визитка Термины дизайна Набросок дизайна Photoshop Форматы Буклет Фирменный стиль Конверт Десять заповедей дизайнера CorelDRAW Подготовка к печати Текст Требования к иллюстрациям ШрифтыОбрезной формат Помесячный план Фотошоп за месяц

WhatsApp:

+7 (918) 006-66-27

Telegram: @imagika

E-mail: imagika@mail.ru

Tелефоны:

+7 (918) 006-66-27

+7 (961) 503-93-52